(Юрий Минералов, Хроники пасмурной Терры. Книга стихов, М., Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2000; он же. О, Cолнце моё! Книга стихов. Изд-во «Литера», Москва – Ярославль, 2003.)
В поэзии второй половины ХХ столетия прослеживается одна вполне понятная, а все-таки довольно странная, закономерность. Чем эрудированнее русский поэт, чем сильнее его акмеистическая "тоска по мировой культуре", тем он более западник. Соответственно, и "демократ по жизни". Так уж давно повелось. "Страна святых чудес" притягивает – и туманит, и дурманит, и в итоге в дрожь бросает…
Тем удивительнее впечатление от стихотворений Юрия Минералова – профессора Литературного института им. А. М. Горького, доктора филологических наук. Подобных регалий, когда речь идет о поэтах, перечислять не принято, но в данном контексте их нельзя не указать.
Еще только приступая к чтению стихов Юрия Минералова, чувствуешь, как вообще широки познания поэта во многих областях мировой культуры – искусств, истории и, конечно же, литературы. Стихотворные циклы, а порой и отдельные стихотворения, словно стягивают все земное пространство и время в один мерцающий клубок. Но несмотря на столь функциональную творческую эрудицию (или благодаря ей) Юрий Минералов – убежденный державник. Страстный и последовательный. Излишне говорить, что подобная позиция в нынешней литературной и окололитературной ситуации отнюдь не облегчает пути русского поэта. Но Юрий Минералов сознательно верен своей главной теме – Российской империи, с сонмом ее славных сынов и непревзойденных деяний. Империи – совсем еще недавно великой, а ныне – униженной и разоряемой.
Кажется, с времен Карамзина и Пушкина в русской литературе не звучал столь недвусмысленно призыв к независимой державной воле своего отечества. Впрямь, что ли, считали себя всех диче, тупее и пьянее? Или боялись обвинения в "сусальности"? Что ж, этого досадного нарекания не избегнули ни Пушкин, ни Достоевский (смотри "Комментарии" Г. Адамовича). Так что нестрашно быть в этом вопросе и посмелей. Компания-то неплохая. Если, конечно, положителен ответ на вопрос – самоценна ли для нас наша земля, или без "мирового сообщества", норовящего поставить на России крест могильный, мы – сироты казанские?
Сейчас для России вопрос жизни и смерти – сумеем ли мы дистанцироваться от Запада? Разумеется, это прежде всего вопрос экономической политики. Но никакой правильной политики быть не может без осознания своей этической и эстетической самостоятельности.
…Рейна чужого и грузного
оперные берега.
Уже одна эта строка многое расставляет на свои места. Поэты менее просвященные предпочитают материться в рифму. К чему?
Юрий Минералов чувствует и понимает европейскую культуру, как родную. Это и дает ему в руки оружие более острое и гибкое.
Вот, к примеру, как облупленная – вся их готика:
Этих соборов строители
с вечностию в ладу.
Солнце стоит стремительно,
Дни неподвижно идут.
………………………………………
Кельнский двуглавый, чешуйчатый,
ливневый васисдас…
В тысячи верст нешуточный
путь до тебя, до вас.
Поверите ли, что, прочтя это, я прыгал по комнате и кричал "ура"? Право, со времен Великой Отечественной немцы не получали так славно по морде. Именно "чешуйчайтый, ливневый васисдас"! Бестолковый дракон, оторопело разинутый на небеса!
Так умел еще кольнуть Достоевский. Помните: его кельнский собор – "одно кружево, галантерейная вещица вроде пресс-папье на письменный стол, сажен в семьдесят высотою".
Нет, красив бывает Запад – слов нет. Поэтому в иных пейзажных, философских стихах Ю. Минералова ведут неспешную, почти медитативную полемику "главнейшие деятели" мировых культур. И в наших вслушивающихся душах невольно вызревает выбор. Что здесь – наше? И всегда ли красота – любовь? Вот –
… Тютчев любит наугад
уйти златой дубовой рощей,
где осень рушит склад и лад,
и ум земной на хаос ропщет.
Пройти сквозь Брейгелев пейзаж
и выйти к замку феодала,
где скрещены мечи, витраж,
каминный зал и пламя ало.
……………………………..
И осторожною пятой
ступая, мы уйдем обратно.
…Двуликий Запад, залитой
остылым пламенем закатным.
Там же, где сама история исключает разночтения, Юрий Минералов заведомо откладывает все лирические парадоксы, виртуозную метафору. Он нарочито прост и прям. А как еще? – о выводе советских войск из Восточной Германии, когда "ни с сего ни с того драпанули ребята победа насмарку войска в эшелоны бочком". Поэт здесь уничтожает знаки препинания, достигая тем специфической выразительности. Уж такова позорная картина – все смазано, все насмарку. И без запятых все ясно.
не бисмарк усатый и уж не адольфик психатый
полвека спустя обратил победителя вспять
не ждут и не рады березы ни избы ни хаты
ни дед фронтовик ни отец ни болезная мать
Всякий бес, бросавшийся на нашу родину в пост-советское десятилетие, освещен и пойман "Хрониками" Ю. Минералова, выписан "любовно". Тут и "пятнолобый король" со своими "продувными словищами", и префекты, которым "тамбовский волк – товарищ", и натовские "валькирии", и "торговые джигиты", и "по-штатски вихляющие бэтээры" иуд-реформаторов…
Примечательно, что исполненный ненависти к заклятым врагам России поэт становится снисходителен и добродушно-ироничен, коль скоро речь заходит об их подручных лилипутах, не ведающих, что творят. Скажем, о заморских журналистках-толстухах, издающих когда следует пронзительный правозащитный писк.
Да, ей нелегко – понимаю, подумав!
Особенно ей и особенно здесь:
в балтийской стране калорийных продуктов
девчонке, которая любит поесть.
Ну, вот и о русских опять заорала:
у ног ваших, мол, пол-Кавказа лежит!
Я всем угрожаю, поэт Минералов,
родившийся в танке зловещий мужик.
Эфирную деву качает и пучит.
Да жаль мне беднягу: ну что – поорет,
потом гонорар – и не слабый! – получит,
Но замуж такую никто не возьмет!
Эта черта поэта – тоже отличительный признак русской державности и силы, еще привычно верящей в себя (может быть, уже обманываясь).
Не знаю, Богом ли было России отпущено время разбрасывать камни. Но собирать уже разбросанные ей не привыкать. Поэт ясно видит, что в драке за свое Отечество лишь тогда будет надежда на победу, если в окружении "атакующего нас антимира" будут сражаться "марксист и монархист спина к спине".
Очень органично Юрий Минералов сочетает пафос великого русского пространства, "ломоносовский" полет государственной мечты и при этом житейский искрящийся юмор. Вот лишь строфа из стихотворения "Земля-2" – своеобразного воспоминания об альтернативном прошлом (или будущем?) планеты.
Аляска там наша по-прежнему. По перешейку
сибирский экспресс на Канаду всухую летит.
Живут по Сибири потомки индейских пришельцев.
Один в нашем классе был сущий гуронский бандит.
Не претендуя в этой статье на разбор всех вошедших в обе книги стихов, а тем более всех граней дарования Ю. Минералова, не могу не отметить, что поэт-публицист в нем, наверное, был бы невозможен без поэта-лирика. Здесь нет ни малейшего противоречия. Так защищать можно лишь то, что иррационально и неотступно любишь. (Здесь залог полной искренности исповедальной лирики – совершенно иная тональность поэта).
обречен и обязан быть как все перед всеми
оскверняя себя же и пространство и время
постоянно не смыслить постоянно не сметь…
Я НЕ СВЯТ, Я ИЗМУЧЕН. И ЗОВУ ЕЕ – СМЕРТЬ.
НО В МОЕМ МУРАВЬИНОМ И ДЕЛЯЧЕСКОМ МИРЕ
ДЫШИШЬ ТЫ БЕЗЗАЩИТНО…
МНЕ ТЕБЯ НЕ ПОКИНУТЬ. И НЕ ПАДАЮ НИЦ
ПОД ХОЛОДНЫМ ДОЖДЕМ КАЛЕНДАРНЫХ СТРАНИЦ.
|