Юрий Минералов<br> - Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России 26 декабря 2003 г. №52
Рубрики

Форум

Хотите получать новости по e-mail?
подписаться

[AD] [AD]

[AD-SIZE]

«Дух жизни, силы и свободы…»

Уходящий 2003 год был очень щедр на юбилейные даты - Тютчев, Островский, Толстой, Маяковский. Каждый из них является гением русской и мировой культуры, основоположником мощной и плодотворной традиции, специфического творческого направления. Новаторы, философы, мыслители, наставники - они стали истинными сподвижниками родной земли.
«Художественная литература и философия: Федор Тютчев и Лев Толстой» - такое название имела научная конференция, состоявшаяся 19 декабря 2003 года в актовом зале Литературного института им. А. М. Горького и носившая характер философской беседы, обучения через приобщение студентов творческого вуза и всех присутствующих к руской литературно-философской традиции, к языковому и образному мастерству классиков, к их великой любви к Родине.
С. Т. Аксаков так писал о Ф. И. Тютчеве: «Россия представлялась ему не в подробностях и частностях, а в своем целом объеме, в своем общем значении, - не с точки зрения нынешнего дня, а с точки зрения мировой истории». Космическая магия поэзии Тютчева и духовная энергия творений Толстого, проанализированные докладчиками конференции, позволили каждому из присутствующих в зале ощутить себя неотъемлемой, а главное, нужной частью огромной державы, которой сейчас так не хватает толстовской цельности и тютчевского стремления вырваться из мирового хаоса и одиночества отдельной личности.
Ректор Литературного института писатель-прозаик С. Н. Есин, вступительное слово которого открыло конференцию, лаконично и вместе с тем очень ёмко отметил вклад Ф. И. Тютчева и Л. Н. Толстого в отечественную и мировую литературу.
Проректор по научной работе, профессор филологических наук Л. И. Скворцов в своем докладе осветил проблемы национальной нормы литературно-художественного языка, показав на материале произведений Л.Н. Толстого (прежде всего романе - эпопее «Война и мир») характерные особенности «русского национально-художественного выражения, преодолевающего гладкость «литературной» речи» и достигающего отработанности с опорой на подлинную народность. За внешней «аграмматичность» и нарочитой «корявостью» толстовского стиля, по замечанию Скворцова, прослеживаются могучие прорывы к правде жизни, к изображению динамики страстей, чувств, к «постижению глубинных философских обобщений с национально-русской точки зрения».
Доклад профессора филологических наук М.П. Лобанова «Заметки «на полях» Тютчева и Толстого» был посвящен тютчевской и толстовской философии природы как живого существа, обладающего ранимой душой.
Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской литературы 19 века и славистики Ю.И. Минералов в своём докладе напомнил о том, что природа научной философии (Гегель, Шеллинг и др.) и, так называемой, «философии» литературно-художественной качественна различна. У Тютчева и Толстого превалируют не логика и суждения, а образ таковых, не доказательства, а художественный образ философских доказательств. Отсюда и парадоксы, противоречия тютчевских поэтических образов, вытекающие из значимых для поэта отношений зримого бытия и небытия, которые исследовал в своём докладе «Парадокс в художественном мире Тютчева» кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебной работе М.Ю. Стояновский. По замечанию докладчика, противоречия образной системы поэта находят свое отражение в инверсиях «части» и «целого», смене на противоположные содержаний картин дня и ночи и т. д. Это связано со стремлением Тютчева изобразить полноту жизни природы: единства вечного и смертного, материи явного мира и скрытого - «при ограниченности человеческого разума в постижении беспредельности мира».
В докладе заведующего кафедрой зарубежной литературы доктора филологических наук, профессора Б. Н. Тарасова «Историософия Тютчева» были освещены религиозные и антропологические основания исторических воззрений поэта, с которыми связаны его идеи «законных» и «незаконных» империй, критика теорий либерализма и демократии, оценки православия, католичества и протестантизма как первостепенных (хотя и различных) факторов мировой истории.
Продолжению толстовской и тютчевской традиции в русской литературе были посвящены доклады М.В. Крупина «Лев Толстой и русская литертурная эмиграция» (об отношении русских эмигрантов-литераторов (Г. Адамович, И. Бунин, Д. Мережковский, Н. Бердяев, М. Алданов) к наследию Л. Н. Толстого), кандидата филологических наук, доцента С. А. Васильева «Тютчев и Хлебников» и доктора филологических наук, профессора Московского педагогического государственного университета И. Г. Минераловой «Тютчевское и толстовское в художественном сознании 20 века». С.А. Васильев отметил, что именно Серебряный век русской культуры по-настоящему открыл Тютчева-поэта и Тютчева-мыслителя: «…на рубеже 19-20 веков, пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного лирика, не подвергшегося благотворному влиянию его поэзии». В. Хлебников не только парафразировал конкретные тютчевские строки и образы, не только поэтически осмыслял самое имя Тютчева, но и «в ряде характерных черт портретировал его поэтический стиль (компактность, сжатость, философская глубина, «мнимые неправильности»)». И. Г. Минералова в своём докладе подчеркнула, что оба великих творца стремились постичь таинство любви, таинство мысли, таинство художественной речи, таинство веры. Это нашло отражение в прозе и поэзии 20 века: прямыми наследниками Толстого и Тютчева считали себя В. Соловьёв, А. Лосев, М. Пришвин, Н. Заболоцкий. Автор доклада также размышляла о том, что насущно необходимо современному русскому писателю «из драгоценного наследия Тютчева и Толстого».
«Герой тютчевской лирики, по замечанию профессора Ю.И. Минералова, - европейски образованный, при этом поистине мудрый человек, проницательный и прозорливый. Он сознает драматическое несовершенство человеческой природы, всю степень объективного внутреннего одиночества каждого человека, сложность взаимопонимания между людьми…», - поэтому яркое, достоверное изображение его внутреннего мира средствами драматического искусства требует огромного мастерства, профессионализма и тонкой душевной организации актёров. Одноактный спектакль, поставленный Театром поэзии филологического факультета МПГУ «Живые крылья души…» (Ф. Тютчев)» на высоком актёрском и режиссерском уровне (постановка И.Г. Минераловой), помог зрителям прочувствовать осознанную лирическим героем Тютчева противоречивость действительности, контрастность, мировой хаос.
Доклад кандидата филологических наук, доцента Л. А. Карпушкиной «Образ А. С. Пушкина и концепция искусства в эстетике Л. Толстого» был посвящен проблеме интерпретации «антипушкинских» высказываний Л. Толстого в трактате «Что такое искусство?». Докладчицей был выдвинут тезис о поэтическом формировании (начиная с 50-х гг 19 века) тостовской теории искусства и вместе с ней отношения к личности и творчеству Пушкина. Суждения Толстого о Пушкине в 90-е гг 19 века, по мнению Л. А. Карпушкиной, необходимо соотносить с его теорией искусства как эмоциональной коммуникации и утверждением им новых эстетических критериев.
Оппозиция «понимание - непонимание» рассмотрена на примере стихотворения «Silentium» Ф. Тютчев и романа «Анна Каренина» Л. Толстого в докладе «Ты только сам себя поймёшь… (Тютчев и Толстой)» кандидата филологических наук, доцента О. Ю Саленко. Докладчица построила своё исследование на анализе образа лирического героя Тютчева, во многом автобиографического; образа Левина и других персонажей романа в связи с семантической теорией В. Гумбольта и А. Потебни.
Кандидат филологических наук А. П. Лисунов представил на конференции научный доклад «Мессианство в творчестве Ф. Тютчева», посвященный развитию христианских образов в творчестве поэта. Докладчик рассмотрел противопоставление образа Христа образу Бога Ветхозаветного с преобладанием языческих мотивов.
В докдаде «Ещё раз о Тютчеве» доктор филологических наук, профессор В. И. Гусев отметил положительное отношение Л. Толстого к творчеству Тютчева: «Без Тютчева жить нельзя». Докладчик подчеркнул такое своеобразное свойство тютчевской поэзии, как бодрость (мужество и т.д.), которое впоследствии оценил А. Блок и др.
Кандидат филологических наук, доцент А. А. Аникин в докладе «Наполеон и старая полковая лошадь» провёл наблюдение над использованием образного выражения «как старая полковая лошадь, услышавшая звук трубы» в текстах Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, а также в современной публицистике. Автор доклада сделал удачную попытку научно обосновать ответ на вопрос: является ли этот образ сугубо «толстовским»?
Особому рассмотрению конфликта любви и брака в «Крейцеровой сонате» Л. Толстого в русле философских взгладов Вл. Соловьёва был посвящен заключающий конференцию доклад «Теургия в «Крейцеровой сонате Л. Толстого» кандидата филологических наук А.А. Хван. Докладчица отметила синтез музыкальных приёмов в литературном произведении, где музыка становится символичным ключом в понимании конфликта и сюжета. Герои произведений Тютчева и Толстого - это вечные образы мировой литературы, чьи черты будут узнаваться читателем во многих персонажах произведений следующих поколений писателей и поэтов. Они разные: одни способны наслаждаться красотами природы, ценить истинную любовь, дружбу, общение, переживать горе и утраты, и при этом всегда оставаться людьми в лучшем понимании этого слова, цельными личностями; другие эгоистичны, раздвоенны, конфликтны - но при этом эти образы всегда остаются яркими, запоминающимися, мастерски выведенными рукой виртуозов слова.

Виктория Можная

Copyright ©2003 SunTrading Вопросы? Комментарии? webmaster


Hosted by uCoz