Другие произведения Людмилы Карпушкиной
Список публикаций Людмилы Карпушкиной







Л.А. Карпушкина
кандидат филологических наук
доцент Литературного института им. А.М. Горького

НЕСКУЧНЫЙ УЧЕБНИК


(О книге Юрия Минералова "История русской литературы: 90-е годы XX века". М., "Владос", 2002, 224 с.)
Опубликовано: "Московский литератор", 2003, №5, март.



          Нескучный учебник: фантастика или реальность? Написать его мечтают все филологи, прочитать его мечтают все студенты. В большинстве случаев это так и остается мечтой. Рецензируемая книга является бесспорным достижением, ломающим стереотипные представления о том, каким должно быть учебное пособие. Эта книга читается легко и с удовольствием. Не за счет "облегченного" содержания и заигрывания с шаблонами массового сознания, а благодаря четко выработанным критериям в анализе художественного произведения и стремлению автора к максимальной объективности в оценках (насколько, естественно, может быть объективным субъективное по своей природе суждение индивида).
          Первая глава посвящена, разумеется, общей характеристике русской литературы 90-хх гг. ХХ века и названа интригующе: "Литература русская, советская и постсоветская". Исследуя основные тенденции литературного процесса указанного периода, Ю.И. Минералов приходит к выводу, что "развитие собственно художественной литературы в конце 80-х - начале 90-х годов почти остановилось" (с. 12). Отчасти тому способствовала труднопреодолимая конкуренция с "возвращенной" литературой, отчасти некоторая растерянность от нахлынувшей вседозволенности.
          Немало копий было поломано и в художественно непродуктивной борьбе с давно почившим тоталитаризмом, о чем на примере одного из произведений автор учебника высказывает следующие соображения: "Ни Батыем, ни Грозным, ни Сталиным, ни иными какими фигурами из заведомого прошлого не проймешь теперь народ страны, население которой ежегодно без всякого НКВД сокращалось в 90-е на миллион человек <…>. Однако в "повествовании" Геннадия Красухина "Два дня в сентябре" все же является читателю персонаж по фамилии Сталин. <…> По воле автора он несет ахинею перед писателем-конформистом Надеиным и даже его мучает, заставляя вместо любимой водки пить вместе с собой «легкое вино»" (с. 31).
          Неслучайно в первой главе рассмотрено несколько произведений, представляющих собой "литературный курьез": они иллюстрируют типичные для 90-х гг., но не приведшие к удачному воплощению художественной задачи тенденции: тотальное очернение эпохи тоталитарного режима с использованием метода псевдодокументального повествования, "псевдоантиутопии" и пародии на современное общество в духе и на уровне "капустника" и т.д.
          И здесь необходимо сказать о главном. Ю.И. Минералов с успехом преодолевает объективно существующие трудности оценки произведений писателей-современников: даже при отсутствии исторической дистанции (так часто благодаря ей все как-то само собой становится на нужное и заслуженное место!) его видение литературного процесса масштабно и весьма взвешенно. При этом автор не только не стремится обойти "острые" вопросы современности, он ставит их впрямую, без "может быть" и "как бы кого не обидеть". И что, пожалуй, самое ценное - не только ставит вопросы, но и находит на них ответы. Главным критерием в оценке литературного произведения является не уже привычное "как написано", а другое, что, к сожалению, часто сейчас забывается, "зачем написано". Любой художественный изыск должен быть подчинен авторской сверхзадаче текста, только тогда перед нами предстанет "полноценный" художественный мир, погружение в который не будет для читателя напрасным.
          В соответствии с высокими критериями оценки творческого вклада каждого писателя в развитие русской литературы автор учебника выделяет как "движущие силы" этого процесса в 90-е гг. ХХ в. Л. Леонова, В. Распутина, В. Белова, Ю. Бондарева. Это писатели, продолжающие традиции русского классического реализма, влияние которого, по мнению Ю.И. Минералова, в нашей литературе остается доминирующим. Произведения вышеназванных писателей отличает тематическое своеобразие, ориентация на традиции великой русской литературы, яркий индивидуальный стиль и четко сформулированная гражданская позиция. Главным для них стал вопрос: что происходит с нашей страной и со всеми нами?
          Герой рассказа В. Распутина "В больнице" пенсионер Алексей Петрович, тоже задается именно этим вопросом, споря с бывшим партийным функционером Антоном Ильичем, вдруг рьяно возненавидевшим "коммунистическое" прошлое и не менее рьяно развивающим пропагандистские мифы о новой России. Неслучайно в своем духовном поиске Алексей Петрович приходит, можно сказать, к "третьему" пути, говоря своему оппоненту: "Для вас Россия в одной стороне, для меня в другой. Нет, не там, где мы с вами были при коммунизме. Но и не там, где вы видите, совсем она не там… Нет, Антон Ильич, это не Россия. Избави Бог!".
          Вполне понятно, почему автор рецензируемой книги "никого не смог бы поставить выше В. Распутина" (с. 41). Ю.И. Минералов так характеризует индивидуальный стиль В. Распутина: "Он пишет кратко, но смысловая емкость его прозы всегда впечатляюща" (с. 42). В книге проанализированы рассказы В. Распутина "В ту же землю", "Новая профессия", "Изба", "На родине", которые по праву можно назвать гордостью современной прозы.
          Большое внимание уделено недооцененному в свое время последнему роману Л. Леонова "Пирамида". Автор считает, что "содержание «Пирамиды»… несколько философски-громоздко, но совершенно оригинально" (с. 33). При разборе содержания этого романа Ю.И. Минералов затрагивает весьма насущный для современного литературоведения вопрос об использовании православного вероучения в качестве методологии литературоведческого анализа. К сожалению, "полный отсебятины «конфессиональный» подход" (курсив - Л.К.) (с. 35) часто встречается по отношению к таким художественным произведениям, как "Мастер и Маргарита" и "Пирамида".
          К безусловным достижениям литературы 90-х гг. отнесены рассказы В. Белова "У котла", "Лейкоз", Во саду при долине", а также новый роман Ю. Бондарева "Бермудский треугольник", посвященный событиям октября 1993 года. Последний охарактеризован как "повествование одного из крупнейших современных писателей о «русской смуте» новейших времен. Времен образцового мужества и самопожертвования одних, мерзкого предательства и небывалого конформизма других" (с. 61). Лучше не скажешь.
          Высокую оценку Ю.И. Минералов дает и некоторым произведениям символического реализма (романам А. Варламова "Затонувший ковчег" и Л. Костомарова "Земля и Небо"). Повесть А. Варламова "Рождение" названа "образцовым" произведением, где современный материал вынесен на высоту "вечной" темы: "Языком искусства в принципе можно говорить о чуде. Но редко о нем удается сказать так мастерски, как это сделал А. Варламов" (с. 63).
          Одна из глав учебника посвящена творчеству А. Солженицына. Повесть "Адлиг Швенкиттен" и рассказ "Желябугские Выселки" продолжают солженицыновскую традицию художественного повествования на документальном материале. Хотя "Желябугские Выселки" во многом и выбиваются из общей тенденции произведений этого автора: "Родина, освобождаемая от ее врагов, радость от участия в победах Красной армии, молодость, сила… и - что так непривычно в произведениях Александра Солженицына - ни тебе его "любимого" НКВД, ни тебе Гулага, ни снующих повсюду "стукачей", "сексотов" и пр. То есть, конечно, вся подобная публика живет и здравствует в годы Великой Отечественной, как в любые иные годы и в любом обществе, но на сей раз она помещена автором там, где самое ее место - а именно, вне литературы" (с. 81). Рассказ замечательный, тематически и интонационно он перекликается с рассказами В. Распутина и В. Белова о жизни современной деревни.
          Есть в книге и небольшая глава о творчестве Венедикта Ерофеева, которая названа "Не раскрывшийся талант": несомненная одаренность этого писателя, проявившаяся, в первую очередь, в "высокопрофессиональной работе с языком" (с. 94), к сожалению, не успела воплотиться во что-нибудь более значительное, чем "поэма" "Москва - Петушки".
          В главе о писателях Литературного института рассмотрены произведения С. Есина, В. Гусева, В. Орлова и др. В последующих главах намечены основные тенденции прозы 90-х гг. ХХ в.: это тяготение к жанру рассказа, масс-культурный "экзистенциализм", пессимистические интонации и всякого рода литературные "эксперименты". В ходе текстологического анализа постоянно возникает важнейший вопрос об индивидуальном стиле писателя. Кратко позицию автора учебника можно сформулировать так: нет индивидуального стиля - нет писателя. В качестве характерного примера Ю.И. Минералов приводит роман В. Пелевина "Чапаев и пустота", убедительно доказывая, что фантазия автора целиком исчерпана сюжетопостроением данного произведения, а на работу со словом ничего не осталось. Нужно заметить, что имен многих "читаемых" писателей в учебнике вообще нет: "планка" высока.
          Композиция учебника представляет собой своеобразную пирамиду (видимо, не случайно все начинается с "Пирамиды" Леонова), где каждый писатель занимает свой уровень, который по объему, а не по высоте расположения соответствует влиянию данного автора, художественного направления на литературный процесс. В основании этой пирамиды - произведения классического реализма, выше (а значит, чуть меньше) - символический реализм и т.д.
          В такой пирамиде вершина не есть "вершинное достижение". Уровень этот в учебнике занимает поэзия, что весьма символично. В то же время это одна из самых интересных глав книги, где проанализировано множество тенденций русской поэзии 90-х гг. ХХ в., среди которых особо выделяются две в своей противоположности и несамодостаточности. С одной стороны, это постмодернистские поэтические тенденции, вырождающиеся в "самоценно-игровое творчество" (с. 183), которое не имеет национально-культурной почвы. Другая тенденция - это профессиональная и непрофессиональная поэзия с ярко выраженной политической заостренностью, но страдающая художественными изъянами.
          Не менее важное место, чем поэзия современная, занимает в книге анализ закономерностей литературного процесса (поскольку и упадок в поэзии 90-х гг. вполне закономерен) и возможных путей плодотворной литературной рецепции. "Сегодня литературе, как в пушкинскую эпоху, требуется радикальное смысловое обогащение. В поэзии это особенно ощутимо. Не «рывок» - отечественной литературе не к лицу тщиться кого-то «догнать и перегнать». Нет, самоуглубление - путем сосредоточения на самой себе при максимальной открытости вовне… Нужен поиск, выводящий к заброшенным отмелям, где рассыхаются забытые «старые корабли»" (с. 186). А пока приходится констатировать, что поэзия 90-х гг. ХХ в. не явилась достижением какого-либо качественно нового уровня. Сейчас это "верхушка" пирамиды русской литературы, но будем надеяться, что вскоре она вновь станет его "вершиной".

Другие произведения Людмилы Карпушкиной





Hosted by uCoz