Людмила Другие произведения Людмилы Карпушкиной




Ю.И. МИНЕРАЛОВ. ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ (поэтика и индивидуальность). М., 1999

Опубликовано: «Филологические науки», 2000, №6, с. 112-114.

          Рецензируемая книга является учебным пособием по теории художественной словесности, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для студентов-филологов. Внимание Ю.И. Минералова сосредоточено на актуальных и, пожалуй, самых сложных вопросах литературоведения, таких, как поэтика и индивидуальность, влияние миметических процессов на стиль конкретного автора, понятие «внутренней формы» и др. Этими глобальными теоретическими проблемами обусловлена структура книги, состоящей из трех частей, введения и заключения.
          Во введении автор уточняет употребление литературоведческой терминологии, в частности, важнейшего понятия: «поэтики индивидуального стиля», которое определяется как «интерпретации художником в его личном творчестве средств поэтики» (с. 13).
          Первая часть книги посвящена анализу «мнимых неправильностей», характеризующих индивидуальный стиль и являющихся «лакмусовой бумажкой» понимания или непонимания читателем особенностей слога конкретного писателя. Одним из ярчайших примеров несостоявшейся адекватной рецепции индивидуального стиля автора является критика неким «маиором» стихотворения Пушкина «Наполеон на Эльбе» как средоточия разнотипных «неправильностей» (источник - мемуарная зарисовка В. Раевского «Вечер в Кишиневе»). На вполне справедливые с точки зрения логики замечания критика о невозможности человеку сидеть «над дикою скалою» и пучине «ложиться в туман» один из собеседников отвечает: «Да это поэзия!». Из приведенного выше спора о поэзии Ю.И. Минералов делает важнейший вывод: «Не понимать стиль автора значит неадекватно воспринимать художественность его произведения <...> Стиль поэта - «ключ» к содержанию» (с. 36 - 37).
          Во второй части «Мимесис и индивидуальный стиль» исследуется миметическое начало авторского слога, являющееся важной составляющей поэтики индивидуального стиля. Весьма интересны размышления автора книги об отличии творческого подражания от эпигонства. Анализ взаимодействия стилей художников проводится на широком историко-литературном материале с привлечением текстов, иллюстрирующих миметические стилевые процессы: рассматриваются примеры творческого подражания стилю Державина его младшими современниками и стилю Маяковского такими поэтами, как Асеев и Кирсанов.
          Серьезной теоретической разработкой является выделение Ю.И. Минераловым разновидностей стилевого мимесиса: иллюзионных подобий, протеизма, портретирования, парафразирования.
          Третья часть рецензируемого учебника развивает понятие «внутренней формы» в ее отношении к индивидуальному стилю художника. «Внутренняя форма» рассматривается автором в широком смысле (как «образ образов», образной системы, «идея идей»). Тезис А.А. Потебни о возможностях семантического «расширения» и «сгущения» развивается в применении к индивидуальному художественному стилю. Показательным примером семантического «свертывания» является, по мнению Ю.И. Минералова, авторский неологизм, поскольку он «представляет собой одновременно и слово, и произведение индивидуального творчества» (с. 348).
          «Теория художественной словесности» сохраняет черты научной монографии: они явно прослеживаются в структуре работы и, главное, в методике исследования. На наш взгляд, именно эта специфика пособия обеспечит успешное его применение в учебной практике, так как цель книги (в отличие от многих учебников по теории литературы) - не дать тысяча первое, но «авторское» определение какого-либо литературоведческого понятия, а побудить читателя к творческой рефлексии над поэтикой индивидуального стиля.
          Несомненно, одно из главных достоинств книги - принцип изложения теории в практике. Автор не разделяет представлений о том, что «условно-абстрактные выводы имеют своим предметом реальное функционирование литературы» (с. 26), поэтому основанием для теоретических выводов всегда должны служить наблюдения над индивидуальным стилем конкретных писателей. Этот принцип сопровождения теоретических положений примерами из творческой практики различных авторов в полной мере отражен в рецензируемом учебном пособии.
          Безусловно, на создание «Теории художественной словесности» оказал огромное влияние преподавательский опыт Ю.И. Минералова, доктора филологических наук, профессора и заведующего кафедрой Литературного института им. А.М. Горького. Книга ориентирована на развитие творческого мышления студентов, на адекватное восприятие эстетической специфики литературы как словесности, а не только информационно-сюжетного пространства.
          Чрезвычайно важен для учебного пособия и акцент на творческую практику, на понимание индивидуального стиля как явления динамичного, как процесса: авторский стиль развивается от черновика к беловику, преобразуется в вариантах. Видимо, не последнюю роль в тонком подборе анализируемых литературных явлений и умении увидеть в якобы случайном - закономерное сыграла творческая практика самого автора книги (Ю.И. Минералов - автор поэтических сборников «Эмайыги», «Красный иноходец», «Хроники пасмурной Терры»). Таким образом, в «Теории художественной словесности» мы наблюдаем и взгляд ученого-филолога, и писательский взгляд как бы «изнутри» на проблемы поэтики индивидуального стиля.

Л.А. Карпушкина (Москва)



Hosted by uCoz